Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар
Юсуф ибн Айюб, в русской и западной традиции Саладин (1138, Тикрит — 4 марта
1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский
лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета
правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже
не имя. Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие
веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба). Салах ад-Дин родился в 1138 году в Тикрите,
Месопотамия (ныне территория Ирака) в курдской семье, происходившей из
Киликийского княжества. В 1132 году армия правителя Мосула атабека Имада ад-Дин
Занги при отступлении была заблокирована Тигром напротив крепости Тикрита. В то
время начальником крепости был — Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади — отец Салах
ад-Дина. Айюб предоставил переправу через Тигрис и дал убежище армии Занги в
крепости Тикрита. В 1137 году губернатором северной Месопотамии за заслуги
перед cельджуками был назначен Муштасид ал-Дин Бихруз. Он наказал Айюба за то,
что тот помогал Занги, и изгнал его из крепости Тикрит после убийства по
мотивам чести его братом Ассад ад-Дин Ширкухом знатного сельджука, друга
Бихруза. По словам Баха ад-Дин ибн Шаддата, Салах ад-Дин родился в ту же ночь,
когда его семья покинула Тикрит. В 1139 году Айюб переехал в Мосул, где Имад
ад-Дин Занги признал свой долг и назначил Айюба командиром своей крепости в
Баальбеке.[4] После убийства Занги собственным рабом в 1146 году, Айюб входит в
число придворных наследника Занги — Нур ад-Дина и начинает жить в Дамаске. В
1154 году после смерти правителя Дамаска Муин ад-Дин Анар благодаря влиянию
Айюба и его брата Ширкуха город остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал
управлять городом. О ранних годах Салах ад-Дина в Дамаске известно
мало. Его происхождение — наемника в трех поколениях — пророчит ему воинскую
карьеру, но Салах ад-Дин в юности не проявляет склонности к воинскому искусству.
По словам одного из его биографов аль-Вахрами, Салах ад-Дин был в состоянии
ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право.
Некоторые источники утверждают, что он был больше заинтересован в религии, чем
во вступлении в вооруженные силы. Другим фактором, который возможно повлиял на
его интерес к религии было то, что во время Первого Крестового похода,
Иерусалим был захвачен христианами. В дополнении к Исламу, Салах ад-Дин
разбирался в генеалогии, биографии и истории арабов вплоть до родословных
арабских скакунов, и что немаловажно, знал Хамаса (десятитомник арабской
поэзии) Абу Таммама наизусть. В те времена империя Аббасидов была раздроблена на
несколько государств. Фатимиды правили Египтом не признавая халифа Багдада.
Крестоносцы занимали восточный берег средиземного моря от Малой Азии до
Синайского полуострова. Нур ад-Дин Занги контролировал Сирию и Месопотамию. По
настоянию семьи Саллах ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего
дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время
эмир Дамаска и Алепо, член тюркской династии Зангидов, стал самым влиятельным
учителем Салах ад-Дина. Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь
все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в
сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское
царство, я бы не поехал туда!»— Салах ад-Дин В 1163 году, изгнанный из Египта по приказу фатимидского
халифа аль-Адида визирь Шевар ибн Муджир попросил военной поддержки у Нур
ад-Дина. Это стало хорошим поводом для завоевания, и в 1164 году Ширкух с
армией выступил в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправляется вместе с
ним в должности младшего офицера. Шевар, восстановленный в должности визиря,
потребовал вывода войск Ширкуха из Египта за 30000 динаров, но тот отказался
ссылаясь на желание Нур ад-Дина. Обнаружив то, что Ширкух планирует захватить
Египет Шевар ибн Муджир обращается за помощью королю Иерусалима Амори I. Роль
Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он
участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами
Шевара и Амори I Иерусалимского. После трёхмесячной осады Бильбейса противники
вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах
ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. Курдские силы
находились слева. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах
ад-Дина Крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной
для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху
одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории
человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве
большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой. Крестоносцы обосновались в Каире, а Салах ад-Дин и
Ширкух выдвинулись к Александрии, которая дала им деньги и оружие, и стала их
базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. «Я начал с
того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда
Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал» Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в
1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но
в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф
аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году
Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В
том-же году Ширкух скончался и несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового
приемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем. Причина по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал
суннита Салах ад-Дина до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф
выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем
Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее,
согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят
большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить
ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за
репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». Имад ад-Дин писал,
что после траура по Ширкуху «мнения разделились» и халифы Зангидов поставили на
Салах ад-Дина и заставили халифа «инвестировать в визиря». И хотя позиции были
осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей
поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой
он получил большой военный опыт. Вступив в должность эмира 26 марта 1169 года, Салах
ад-Дин раскаялся «в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к
религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в
своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур
ад-Дином. Последний, был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и по
слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?»
Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от
своей верности к Нур ад-Дину. В том-же году группа египетских солдат и эмиров
попытались убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну
был арестован и убит главный заговорщик — суданский евнух, управляющий дворца
фатимидов — Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев, для
которых Наджи был представителем их интересов во дворе, подняли бунт против
Салах ад-Дина. К 23 августа восстание было подавлено, после этого Салах ад-Дин
больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире. К концу 1169 года, Салах ад-Дин с поддержкой Нур
ад-Дина побеждает силы крестоносцев и византийцев вблизи Думьята. Позже, весной
1170 года Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с
поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который
пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего
соперника аль-Адида. После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское
влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открывает в Каире
филиал Маликийского мазхаба, что приводит с уменьшению влиянию Шафиитского
мазхаба из аль-Фустат. После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал
кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170
году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах
ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Он разрушил город за пределами крепости
и убил большинство его жителей, после того как они отказали ему сдать город.
Неизвестно когда именно, но в том-же году, он напал и захватил замок Эйлат,
который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей. Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 года
Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал
установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться,
боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах
ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом,
который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране. Когда к сентябрю 1171
года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина
навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах
ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят,
впоследствии очень жалел, узнав о его намерении. Аль-Адид умер 13 сентября и
через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной
молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от
власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он
представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался
багдадским халифом. 25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир,
для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория
современной Иордании), замок Иерусалимского королевства. Когда казалось, что
крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил
Нур ад-Дин, для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним
лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и
возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок
увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином, до такой
степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего
отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его
оправданий. Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан. На
помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина — Туран-Шах. Несмотря на
то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз
Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур
ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000
динар, которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000
динар, драгоценностями и товарами. 9 августа 1173 года после падения с лошади
умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин понимая, что у него не осталось
влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин
отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного
плацдарма на случай вторжения в Египет. В начале лета 1174 году Нур ад-Дин готовит армию для
нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыре и Аль-Джазире. Аюбиды
отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска
под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об
отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт
политическую независимость Салах ад-Дину. Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и
остаться лидером борьбы с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию
защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и
ссылается на смерть его отца как на «землетрясение». Уже в октябре 1174 года
Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников. Напуганый ас-Салех
и его советники отступают в Алеппо, а люди преданные семье Салах ад-Дина
впускают армию последнего в город. Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев,
Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его
армия захватывает Хаму, но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом. И когда в
декабре 1174 года Салах ад-Дин берёт в осаду Алеппо, юный ас-Салех выходит из
дворца и обращается к гражданам с просьбой защитить город ради памяти о его
отце. Один из летописцев Салах ад-Дина утверждал, что после этой речи люди
«подверглись его чарам». Опасаясь прямого конфликта с ас-Салехом Салах ад-Дин
снимает осаду. Cоветники ас-Салаха просят помощи у Рашид ад-Дина
Синана. Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил
Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасинов
проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает
покушение. В 1177 году, для того чтобы получить выход к морю, Салах ад-Дин
начинает готовиться к захвату территории Иерусалимского королевства. В октябре
1177 года происходит битва при Монжизаре (иначе — битва при Рамле, в исламских
источниках — сражение при Телль Ас-Сафите), где Салах ад-Дин терпит поражение
от войск Балдуина IV. Самым известным фактом биографии Саладина стала его
борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных
произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта
«Талисман»). 4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в
битве при Хаттине, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, великий
магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители
крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей
частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви
города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но жителям были
дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин
гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников,
посещающих Иерусалим. Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением
в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к
противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей
крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге
исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга,
хотя виделись только один раз[источник не указан 856 дней], во время перемирия
в крестовом походе (примерно в то же время от Ричарда и ушли союзники). Было дело,
когда под Ричардом подстрелили лошадь, Саладин подарил ему двух резвых арабских
скакунов. Умер Салах ад-Дин 4 марта 1193 года от жёлтой лихорадки. Саладин скончался во время приготовлений к походу на
Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат. Полководец заболел
лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Он был похоронен там же и
оплакан на всем Востоке как защитник веры. В истории Востока Саладин остался
завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на
Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, который
воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама. После смерти
султана его империю разделили наследники: Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю
— Дамаск, аз-Захиру — Алеппо. Согласно Имад ад-Дину, прежде чем Салах ад-Дин
покинул Египет в 1174 году, он стал отцом пятерых сыновей. Аль-Афдал, его
старший сын, который родился в 1170 году и Усман, который родился в 1172 году,
сопровождали Салах ад-Дина в Сирию. Третий сын, Аль-Захир Гази стал
впоследствии правителем Алеппо. Мать Аль-Афдала родила ещё одного ребенка в
1177 году. Согласно Калгашанди, двенадцатый сын родился 1178 году, и в то же
время в списке Имад ад-Дина он выступает в качестве седьмого ребенка. Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев,
пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские
качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из
главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти
другом. Одним из первых авторов, описавших период правления Салах ад-Дина в труде
«Книга двух садов в известиях двух династий» был Абу Шама аль-Макдиси.Салах
ад-Дин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на
реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Салах ад-Дина. Не забывает Салах ад-Дина и современная массовая
культура (фильмы и компьютерные игры). В массовой культуре чаще всего именно
Салах ад-Дин показывается как полководец и правитель сарацинов времён Третьего
Крестового похода — хотя было и множество других, Салах ад-Дин приобрёл
наибольшую известность. Персонаж Салах ад-Дина фигурирует в фильме «Царство
небесное» (2005, реж. Ридли Скотт, в роли Саладина — Гассан Массуд), а также в
фильме «Арн: Рыцарь-тамплиер» (2007, реж. Петер Флинт), где он представлен как
мудрый и благородный воитель и вождь. Саладин неоднократно появлялся в компьютерных играх:
в таких играх, как Age of Empires II и Stronghold Crusader, присутствует
кампания за его войска (также в игре Stronghold Crusader он является одним из
компьютерных противников). В нашумевшей компьютерной игре «Assassin’s Creed»
уличные глашатаи тоже упоминают имя Салах ад-Дина. Также Саладин присутствует в
качестве одного из лидеров (конкретнее — арабов) в играх Civilization
IV,Stronghold Crusader и Medieval II: Total War: Kingdoms.
|